24.09.2024

Четыре уровня чтения

 Четыре уровня чтения 

Автор: Мед Харбах, доктор философии

Последнее обновление: 30 апреля 2024 г.

Чтение, являясь важнейшим навыком в нашем стремлении к знаниям и пониманию, не является простой, однообразной задачей. Это тонкий, многоуровневый процесс, который со временем развивается и углубляется. В этой просветляющей статье я погружаюсь в богатые идеи, предложенные Мортимером Адлером и Чарльзом Ван Дореном в их классическом труде «Как читать книги». Впервые опубликованная в 1940 году, эта книга остаётся актуальным руководством, которое переиздаётся снова и снова благодаря своему глубокому пониманию процесса чтения. 

Трактат Адлера и Ван Дорена — это не просто руководство «как читать», это карта, очерчивающая путь от базовой грамотности до продвинутого понимания и критического мышления. Разделив чтение на четыре четких, но взаимосвязанных стадии — элементарное, инспекционное, аналитическое и синоптическое — они предлагают уникальную точку зрения на наше взаимодействие с текстами.

 Выбор термина «уровни», а не «типы» или «виды» чтения, был сделан осознанно и мудро. Это подчёркивает идею, что чтение — это не просто набор разрозненных навыков, а континуум, где каждая стадия основывается на предыдущей, формируя единый и прогрессивный путь. 

Чтобы помочь вам визуализировать и лучше понять эти стадии, я создал графическое изображение, которое передаёт суть четырёх уровней чтения, предложенных Адлером и Ван Дореном. Вы можете скачать и поделиться этим визуальным пособием, не забыв указать нас как источник. 

Четыре уровня чтения

 Вот четыре уровня чтения по версии авторов Мортимера Дж. Адлера и Чарльза Ван Дорена:

 

1. Элементарное чтение 

На этом базовом этапе внимание уделяется основным навыкам грамотности. Это похоже на первые шаги в долгом путешествии обучения. Элементарное чтение в первую очередь нацелено на распознавание слов и простое понимание прочитанного. Для учащихся, обычно в первых-третьих классах, акцент делается на распознавании букв, понимании базовой лексики и освоении простых синтаксических структур. Тексты просты и зачастую сопровождаются иллюстрациями, чтобы помочь в понимании. 

 Радость здесь заключается в начальном открытии возможности превращения символов на странице в значимый язык. Это волшебный момент для многих юных учеников, так как они начинают самостоятельно погружаться в мир письменных слов. Этот уровень крайне важен, так как он закладывает основу для более сложных навыков чтения. Это как строительство основания пирамиды; каждое последующее умение в чтении зависит от прочности этого основания.

2. Инспекционное чтение 

Переходя от элементарного чтения, инспекционное чтение заключается в том, чтобы извлечь максимум из книги в ограниченный промежуток времени. Это похоже на разведывательную миссию в тексте. Этот уровень характерен для учащихся средних классов, которые начинают изучать более сложные тексты и нуждаются в стратегиях для их эффективного освоения. Здесь читатель просматривает или предварительно читает материал, обращая внимание на заголовки, вводные части, резюме и ключевые абзацы.

Цель состоит в том, чтобы понять структуру и получить общее представление о книге. Это немного похоже на изучение карты перед путешествием; вы еще не идете по маршруту, но изучаете местность. Этот уровень чтения особенно полезен в академическом контексте, когда студентам нужно быстро определить, является ли книга или статья актуальной для их исследований или учебных занятий. 

3. Аналитическое чтение

 По мере взросления читателей, обычно в старших классах или на первых курсах колледжа, они вовлекаются в аналитическое чтение. Этот уровень более методичен и критичен. Он заключается не только в понимании написанного, но и в исследовании того, как и почему это написано. Читатель анализирует текст, изучая аргументы, темы и намерения автора. Они оценивают согласованность, логику и доказательства, представленные в работе. 

Аналитическое чтение похоже на одновременное выполнение ролей детектива и судьи; вы собираете подсказки (слова и идеи автора), чтобы сформировать целостное восприятие текста, а затем критически оцениваете его достоинства. Эта форма чтения развивает критическое мышление и глубокое понимание, что является важными навыками в высшем образовании и профессиональной деятельности. 

 Как отметили авторы, "читать книгу аналитически - это как жевать и переваривать".

4. Синоптическое чтение 

На вершине навыков чтения находится синоптическое чтение, которым часто занимаются продвинутые ученые или заядлые читатели, глубоко погружающиеся в конкретную тему. Это включает чтение множества книг по одной теме и синтез информации для формирования обоснованной точки зрения. Это похоже на сборку пазла, где каждая часть — это отдельная книга, а полная картина — это комплексное понимание предмета. 

Этот уровень требует обширной организации, сравнения и анализа различных текстов. Синоптическое чтение необходимо для задач, таких как обзор литературы в академических исследованиях, где требуется как широкое, так и глубокое понимание темы. Это представляет собой сложный уровень понимания и аналитической способности, объединяющий знания из различных источников для формирования нового, целостного представления. развенчивающие теорию стилей обучения 

Заключительные мысли 

В заключение, понимание этих четырех уровней чтения — Элементарного, Инспекционного, Аналитического и Синоптического — предлагает бесценные идеи о развитии навыков чтения на разных этапах образования. От основ в элементарном чтении до сложного синтеза в синоптическом чтении, каждый уровень представляет собой значительный шаг на пути к полному владению грамотностью и пониманием.
 

источник: https://www.educatorstechnology.com/2023/01/the-four-levels-of-reading.html

Комментариев нет: