Автор: Мед Харбач, доктор философии | Последнее обновление: 5 сентября 2025
Моя педагогическая философия основана на том, что белл хукс называет вовлекающей педагогикой — моделью, ориентированной на учащихся, которая исходит из признания того, что обучение процветает благодаря взаимному участию.
В своей основе вовлекающая педагогика опирается на уникальную теоретическую смесь, включающую, среди прочего, теорию экспериментального обучения Дьюи, социокультурную теорию Выготского и теорию психосоциального развития Эриксона.
Все эти теории отвергают то, что Паулу Фрейре называет «банковской» моделью образования — модель, в которой учителя просто «вкладывают» знания в пассивных учеников. Вместо этого вовлекающая педагогика представляет преподавание как взаимный процесс общения, где учитель стоит не над учеником, а рядом с ним.
И вот что я нахожу наиболее сильной стороной: когда вы добавляете в эту смесь критическое мышление (как это делала белл хукс), вся framework обретает структуру. Критическое мышление становится центральным узлом, связующей тканью, которая соединяет рефлексию, вовлеченность и рост.
Теперь вы можете спросить: какое отношение это имеет к ИИ?
Прямое.
Потому что вы не можете эффективно интегрировать ИИ в свой класс, если относитесь к нему как к навесному инструменту. Если вы так делаете, вы подобны тому, кто пытается установить умные технологии в ветхом здании: оно, может, и подсветится на время, но фундамент останется слабым.
Педагогически обоснованная интеграция ИИ требует прочной основы. Основы, укорененной в сотрудничестве, исследовании и агентности учащихся. Именно это и обеспечивают эти ориентированные на учащихся модели.
Они позволяют вам внедрить ИИ в учебный процесс, не поступаясь своими ценностями, своими целями или правом собственности учащихся на свое обучение.
Вот моя позиция: если вы хотите хорошо использовать ИИ в преподавании, вам нужно проявлять творческий подход в рамках структуры, которая поощряет вовлеченность, критическое мышление и участие. В противном случае ИИ становится кратчайшим путем, а такие пути не способствуют глубокому обучению.
Но когда ИИ используется в рамках такого подхода, как вовлекающая педагогика, он становится инструментом для усиления любознательности, сотрудничества и более глубокого мышления.
Именно поэтому я подготовил для вас новый ресурс.
В нем представлены четыре эффективные обучающие модели, которые соответствуют этому ethos обучения на практике и социального конструктивизма:
Экспериентальное обучение (Learning by Doing)
Обучение на основе запросов (Inquiry-Based Learning)
Проектное обучение (Project-Based Learning)
Игровое обучение (Game-Based Learning)
И я добавил пятый раздел о критическом мышлении, которое, я убежден, должно быть междисциплинарной нитью, связывающей все эти подходы воедино. Без критического мышления ни одна из этих frameworks не раскрывает свой потенциал в полной мере.
Я собрал их в один документ для скачивания, и он совершенно бесплатен.
Моя цель проста: поддержать учителей, которые осваивают развивающуюся роль ИИ в образовании, не упуская из виду то, как на самом деле выглядит качественная педагогика.
Список литературы
hooks, bell. (2010). Teaching Critical Thinking: Practical Wisdom. Routledge.
Dewey, J. (1938). Experience and Education. Macmillan.
Vygotsky, L. S. (1978). Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Harvard University Press.
Erikson, E. H. Identity: Youth and Crisis. W. W. Norton & Company, 1968.
Freire, P. (1970). Pedagogy of the Oppressed. Continuum.
Комментариев нет:
Отправить комментарий