В условиях повсеместного распространения контента, созданного искусственным интеллектом, — убедительного, отполированного и зачастую в корне неверного — учащимся требуется нечто большее, чем цифровая грамотность. Им нужна интеллектуальная стойкость. Им нужны инструменты, позволяющие задавать вопросы, оценивать и не поддаваться первому впечатлению. Им нужны навыки работы с искусственным интеллектом.
Что такое критическое мышление?
Начнём с двух основополагающих определений:
- Джон Дьюи (1933) описал это как «активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и дальнейших выводов, к которым оно ведёт» (стр. 9).
- Роберт Эннис (2015) назвал это «разумным рефлексивным мышлением, направленным на принятие решения о том, во что верить или что делать» (стр. 32).
Дьюи даёт нам процесс: не торопись, не реагируй, думай. Эннис даёт нам цель: принимай решения, за которые не стыдно.
Почему важно критическое мышление?
Вот краткий список. Критическое мышление:
- Защищает нас от манипуляций
- Улучшает процесс принятия решений
- Помогает нам оспаривать предположения
- Делает нас лучшими гражданами
- Оттачивает наше обучение
- И особенно сейчас это помогает нам выявлять дезинформацию, ложную информацию и откровенную чушь
Способности Энниса к критическому мышлению (2015, стр. 32)
Эннис (2015, 32) выделяет 12 ключевых качеств. Это образ мышления. Они отражают готовность мыслить вдумчиво и беспристрастно:
- Ищите и предлагайте чёткие формулировки вопросов
- Ищите и предлагайте четкие причины
- Старайтесь быть в курсе событий
- Используйте надёжные источники и указывайте их
- Принимайте во внимание общую ситуацию
- Сосредоточьтесь на главном
- Будьте внимательны к альтернативам
- Будьте непредвзяты, серьёзно относитесь к другим точкам зрения и воздерживайтесь от суждений, когда это необходимо
- Занимайте определённую позицию, когда факты подтверждают её, и меняйте её при необходимости
- Стремитесь к соответствующей точности
- Постарайтесь «сделать всё правильно», насколько это возможно
- Используйте свои навыки критического мышления, а не просто изучайте их
Если вы преподаёте когнитивистику и пропускаете диспозиции, то делаете только половину работы. Навыки без желания их использовать ни к чему не приведут.
Навыки критического мышления Энниса (2015, стр. 32–33)
Вот набор навыков. Это интеллектуальные приёмы, которые учащимся необходимо практиковать, а не просто изучать:
- Сосредоточьтесь и идите к своей цели
- Анализируйте аргументы
- Задавайте уточняющие вопросы и отвечайте на них
- Разбирайтесь в графиках и математике и используйте их
- Оцените достоверность источника
- Наблюдайте и оценивайте отчёты о наблюдениях
- Используйте базовые знания и ситуативный контекст
- Делать выводы и оценивать их
- Делайте индуктивные выводы и оценивайте их
- Выносите оценочные суждения и судите о них
- Определение терминов и оценка определений
- Работайте с двусмысленностью и неопределенностью
- Определение и оценка невысказанных предположений
- Думайте предположительно
- Как распознать логические ошибки и исправить их
Не все из них нужно внедрять сразу. Но их следует структурировать, моделировать и регулярно использовать в работе учащихся.
Концепция Пола и Элдера: элементы мышления
Вот ещё одна книга, которую я рекомендую студентам: «Элементы мышления» Пола и Элдера. Она обманчиво проста: восемь элементов, которые проявляются каждый раз, когда мы мыслим критически (или не мыслим вовсе):
«Всякий раз, когда мы думаем, мы делаем это с определённой целью, с определённой точки зрения, основываясь на предположениях, которые влекут за собой выводы и последствия. Мы используем концепции, идеи и теории для интерпретации данных, фактов и опыта, чтобы отвечать на вопросы, решать проблемы и устранять трудности».
(Пол и Элдер, 2014, стр. 14)
Давайте разберёмся:
- Цель: чего вы пытаетесь достичь своим мышлением?
- Вопрос: Что вы пытаетесь выяснить?
- Информация: Какие данные или доказательства вы используете? Достоверные?
- Выводы: Какие выводы вы делаете?
- Концепции: Какие теории или концепции формируют ваше мышление?
- Предположения: что вы считаете само собой разумеющимся?
- Последствия: Если вы правы, то что из этого следует?
- Точка зрения: С какой стороны вы смотрите на это?
Ученикам не нужно это заучивать. Но им нужно начать задавать эти вопросы и слышать, как их задают на уроках.
Заключительные мысли
Джеймс Пол Джи однажды предупредил о «культуре дилетантства», возникшей благодаря Web 2.0. ИИ ускоряет этот процесс. Теперь любой может создавать контент, который выглядит отточенным и убедительным, без каких-либо знаний, ответственности и проверки фактов. Вот почему мы учим критическому мышлению. Вот почему мы должны включить его в учебную программу. Я создал иллюстрацию ниже, чтобы помочь вам начать, использовать её, адаптировать и поделиться ею. А если хотите узнать больше, перейдите по ссылкам.
Потому что научить студентов думать, а не внушать им, что думать, — по-прежнему наша лучшая защита.
Ссылки
- Эннис, Р. Х. (2015). Критическое мышление: упрощённая концепция. В книге М. Дэвиса и Р. Барнетта (ред.), Справочник Пэлгрейва по критическому мышлению в сфере высшего образования (стр. 31–47). Пэлгрейв Макмиллан.
- Дьюи, Дж. (1933). Как мы мыслим: переосмысление связи рефлексивного мышления с образовательным процессом. D.C. Heath and Company.
- Пол Р. и Элдер Л. (2014). Краткое руководство по концепциям и инструментам критического мышления (8-е изд.). Фонд критического мышления.
https://www.educatorstechnology.com/2025/07/critical-thinking-in-the-age-of-ai.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий