15.10.2025

Critical Thinking in The Age of AI

Критическое мышление в эпоху ИИ

В условиях повсеместного распространения контента, созданного искусственным интеллектом, — убедительного, отполированного и зачастую в корне неверного — учащимся требуется нечто большее, чем цифровая грамотность. Им нужна интеллектуальная стойкостьИм нужны инструменты, позволяющие задавать вопросы, оценивать и не поддаваться первому впечатлению. Им нужны навыки работы с искусственным интеллектом.

Что такое критическое мышление?

Начнём с двух основополагающих определений:

  • Джон Дьюи (1933) описал это как «активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и дальнейших выводов, к которым оно ведёт» (стр. 9).
  • Роберт Эннис (2015) назвал это «разумным рефлексивным мышлением, направленным на принятие решения о том, во что верить или что делать» (стр. 32).

Дьюи даёт нам процесс: не торопись, не реагируй, думайЭннис даёт нам цель: принимай решения, за которые не стыдно.

Почему важно критическое мышление?

Вот краткий список. Критическое мышление:

  • Защищает нас от манипуляций
  • Улучшает процесс принятия решений
  • Помогает нам оспаривать предположения
  • Делает нас лучшими гражданами
  • Оттачивает наше обучение
  • И особенно сейчас это помогает нам выявлять дезинформацию, ложную информацию и откровенную чушь

Способности Энниса к критическому мышлению (2015, стр. 32)

Эннис (2015, 32) выделяет 12 ключевых качеств. Это образ мышления. Они отражают готовность мыслить вдумчиво и беспристрастно:

  1. Ищите и предлагайте чёткие формулировки вопросов
  2. Ищите и предлагайте четкие причины
  3. Старайтесь быть в курсе событий
  4. Используйте надёжные источники и указывайте их
  5. Принимайте во внимание общую ситуацию
  6. Сосредоточьтесь на главном
  7. Будьте внимательны к альтернативам
  8. Будьте непредвзяты, серьёзно относитесь к другим точкам зрения и воздерживайтесь от суждений, когда это необходимо
  9. Занимайте определённую позицию, когда факты подтверждают её, и меняйте её при необходимости
  10. Стремитесь к соответствующей точности
  11. Постарайтесь «сделать всё правильно», насколько это возможно
  12. Используйте свои навыки критического мышления, а не просто изучайте их

Если вы преподаёте когнитивистику и пропускаете диспозиции, то делаете только половину работы. Навыки без желания их использовать ни к чему не приведут.

Навыки критического мышления Энниса (2015, стр. 32–33)

Вот набор навыков. Это интеллектуальные приёмы, которые учащимся необходимо практиковать, а не просто изучать:

  • Сосредоточьтесь и идите к своей цели
  • Анализируйте аргументы
  • Задавайте уточняющие вопросы и отвечайте на них
  • Разбирайтесь в графиках и математике и используйте их
  • Оцените достоверность источника
  • Наблюдайте и оценивайте отчёты о наблюдениях
  • Используйте базовые знания и ситуативный контекст
  • Делать выводы и оценивать их
  • Делайте индуктивные выводы и оценивайте их
  • Выносите оценочные суждения и судите о них
  • Определение терминов и оценка определений
  • Работайте с двусмысленностью и неопределенностью
  • Определение и оценка невысказанных предположений
  • Думайте предположительно
  • Как распознать логические ошибки и исправить их

Не все из них нужно внедрять сразу. Но их следует структурировать, моделировать и регулярно использовать в работе учащихся.


Концепция Пола и Элдера: элементы мышления

Вот ещё одна книга, которую я рекомендую студентам: «Элементы мышления» Пола и Элдера. Она обманчиво проста: восемь элементов, которые проявляются каждый раз, когда мы мыслим критически (или не мыслим вовсе):

«Всякий раз, когда мы думаем, мы делаем это с определённой целью, с определённой точки зрения, основываясь на предположениях, которые влекут за собой выводы и последствия. Мы используем концепции, идеи и теории для интерпретации данных, фактов и опыта, чтобы отвечать на вопросы, решать проблемы и устранять трудности».
(Пол и Элдер, 2014, стр. 14)

Давайте разберёмся:

  • Цель: чего вы пытаетесь достичь своим мышлением?
  • Вопрос: Что вы пытаетесь выяснить?
  • Информация: Какие данные или доказательства вы используете? Достоверные?
  • Выводы: Какие выводы вы делаете?
  • Концепции: Какие теории или концепции формируют ваше мышление?
  • Предположения: что вы считаете само собой разумеющимся?
  • ПоследствияЕсли вы правы, то что из этого следует?
  • Точка зрения: С какой стороны вы смотрите на это?

Ученикам не нужно это заучивать. Но им нужно начать задавать эти вопросы и слышать, как их задают на уроках.

Заключительные мысли

Джеймс Пол Джи однажды предупредил о «культуре дилетантства», возникшей благодаря Web 2.0. ИИ ускоряет этот процесс. Теперь любой может создавать контент, который выглядит отточенным и убедительным, без каких-либо знаний, ответственности и проверки фактов. Вот почему мы учим критическому мышлению. Вот почему мы должны включить его в учебную программу. Я создал иллюстрацию ниже, чтобы помочь вам начать, использовать её, адаптировать и поделиться ею. А если хотите узнать больше, перейдите по ссылкам.

Потому что научить студентов думать, а не внушать им, что думать, — по-прежнему наша лучшая защита.



Ссылки

  • Эннис, Р. Х. (2015). Критическое мышление: упрощённая концепцияВ книге М. Дэвиса и Р. Барнетта (ред.), Справочник Пэлгрейва по критическому мышлению в сфере высшего образования (стр. 31–47). Пэлгрейв Макмиллан.
  • Дьюи, Дж. (1933). Как мы мыслим: переосмысление связи рефлексивного мышления с образовательным процессом. D.C. Heath and Company.
  • Пол Р. и Элдер Л. (2014). Краткое руководство по концепциям и инструментам критического мышления (8-е изд.). Фонд критического мышления.

https://www.educatorstechnology.com/2025/07/critical-thinking-in-the-age-of-ai.html

Комментариев нет: