21.10.2025

Шпаргалка по терминологии искусственного интеллекта для учителей


Шпаргалка по терминологии искусственного интеллекта для учителей

Автор: Мед Харбач, PhD | Последнее обновление: 21 октября 2025 г.


Искусственный интеллект быстро стал частью разговоров в классе — от планирования уроков до разработки заданий и повышения квалификации. Но язык ИИ может показаться лабиринтом. Между аббревиатурами вроде NLP (обработка естественного языка), AGI (искусственный общий интеллект) и LLM (большие языковые модели) и такими терминами, как тонкая настройка (fine-tuning) или инженерия промтов (prompt engineering), легко запутаться в значениях и их важности для педагогов.


Именно это вдохновило меня на создание «Шпаргалки по терминологии ИИ для учителей» — одностраничной памятки, которая разбирает основные понятия ИИ, с которыми преподаватели сталкиваются каждый день.


Почему важна шпаргалка

Когда учителя понимают язык ИИ, они обретают уверенность в дискуссиях. Вместо того чтобы полагаться на общие объяснения, они могут задавать более точные вопросы, критичнее оценивать инструменты и связывать концепции ИИ со своими учебными целями.


Например, когда вы слышите «контекстное окно» (context window), вы будете знать, что оно относится к объему информации, которую модель может учесть за раз при генерации ответа. Это небольшое знание помогает понять, почему чат-бот может «потерять нить» длинного разговора или упустить детали из начала беседы. Точно так же понимание значения «тонкой настройки» (fine-tuning) проясняет, как разработчики обучают ИИ-модели выполнять конкретные задачи, такие как оценка эссе или генерация идей для уроков, на меньших, специализированных наборах данных.


По теме: Грамотность в области ИИ и её основы


Что внутри шпаргалки

В этой наглядной памятке собраны самые распространенные термины ИИ, с которыми сталкиваются учителя, сгруппированные и изложенные простым языком. Вот несколько ключевых понятий:


  • Искусственный интеллект (ИИ): Область знаний, фокусирующаяся на создании систем, способных к рассуждению, решению задач и распознаванию паттернов.
  • Машинное обучение (МО): Часть ИИ, которая помогает машинам учиться на данных и делать прогнозы.
  • Большие языковые модели (БЯМ, LLMs): Продвинутые модели, такие как ChatGPT, которые генерируют текст, отвечают на вопросы и помогают в преподавании или написании текстов.
  • Генеративный ИИ: Инструменты, способные создавать новый контент (например, текст, изображения или даже видео) на основе существующих данных.
  • Генерация промтов: Практика создания эффективных запросов (промтов) для направления ответов ИИ к ясным и полезным результатам.
  • Обучение с подкреплением: Метод, при котором модели учатся через обратную связь, подобно тому, как студенты улучшают свои результаты, получая конструктивные комментарии от преподавателей.
  • Глубокое обучение: Подраздел машинного обучения, который имитирует то, как человеческий мозг обрабатывает паттерны, с помощью многослойных нейронных сетей.


В шпаргалке также есть краткий список из 20 популярных аббревиатур ИИ — простая памятка, которую можно держать под рукой во время курсов повышения квалификации, семинаров или обсуждений, связанных с ИИ.


Как ей пользоваться

Используйте шпаргалку как отправную точку для профессиональных бесед или совместного планирования. Распечатайте её для учительской, поделитесь ею во время педагогических советов или добавьте в свою папку с материалами по классным технологиям. Она также полезна при изучении новых ИИ-инструментов: понимание того, что означают «NLP» или «RLHF» (обучение с подкреплением на основе человеческих отзывов), помогает оценивать функции с большей уверенностью.


Для преподавателей, ведущих семинары по ИИ, эта визуальная памятка хорошо подойдет в качестве вводного слайда или темы для начала дискуссии. Вы можете попросить участников выбрать один термин, который они уже используют, один, который они слышали, но не могут определить, и один, о котором им интересно узнать. Это простое действие открывает путь к насыщенным беседам о растущей роли ИИ в образовании.


Заключительная мысль

Учителя используют ИИ ежедневно, будь то инструменты для оценки, приложения для перевода или адаптивные обучающие платформы, поэтому понимание языка, стоящего за этими технологиями, укрепляет профессиональную грамотность. Цель этой шпаргалки проста: сделать так, чтобы разговоры об ИИ стали естественными и в учительских, и в классах. Как только педагоги усвоят термины, они смогут выйти за рамки определений и начать формировать содержательное, этичное и творческое использование ИИ в обучении.




Комментариев нет: